+7 (967) 233-32-50

Новости

« НазадНазад

Атака дронов началась 03.02.2022 07:00

Редкий агроном в России не знает, что такое дрон. Но реже встречаются агрономы, которые используют дроны на практике. Один из таких нечастых для российского сельского хозяйства примеров — компания «АгроТерра», которая недавно подписала соглашение со стартапом «АгроДронГрупп». Как отметил директор по инновациям «АгроТерры» Станислав Шишов, в хозяйстве уже есть свои квадрокоптеры, которые используются для экспериментов. В рамках соглашения дроны будут регулярно собирать информацию о развитии культур на экспериментальных полях и сравнивать их с историческими данными компании. 

Какое место дроны займут в российском агробизнесе? Вытеснят ли они привычную сельхозавиацию? Эксперты полагают, что такое вполне может случиться. Но в очень неблизкой перспективе. 

Квадрокоптеры, дроны, беспилотники, БПЛА (БесПилотный Летательный Аппарат) – для многих агрокомпаний в России пока остаются дорогими высокотехнологичными игрушками. В лучшем случае их используют для фото и видеосъемки полей. Практика применения дронов для внесения удобрений или средств защиты растений пока единичная. Главная причина – низкая грузоподъемность.

Современные дроны способны поднять в воздух емкости с 10-20 литрами рабочей смеси, максимум. Что это значит на практике? К примеру, для обработки пшеницы от фузариоза, септориоза, корневых гнилей требуется порядка 200 литров рабочей жидкости на гектар (при комплексной обработке). То есть, чтобы обработать один гектар потребуется 10 вылетов дрона. При этом нужно еще учесть, что дрону нужно периодически (через 1-2 часа) менять (подзаряжать) аккумулятор. При таких условиях, обработка одного гектара может растянуться на целый день. Даже для небольшого фермерского хозяйства, владеющего хотя бы 100 га полей, это не самый лучший вариант. А для хозяйства, которое обрабатывает несколько тысяч га, - вообще неприемлемо.

Клим Галиуллин, руководитель Фонда содействия развитию сельского хозяйства:

- Сегодня мы только мечтаем, что дроны смогут поднимать грузы в 100-150 кг. Но недостаточная грузоподъемность – еще не все «минусы» дронов. Чтобы их использовать, нужно создавать инфраструктуру для их обслуживания, оцифровывать поля, чтобы закладывать точные координаты, обучать специалистов работе с дронами. Поэтому массовое применение дронов в российском сельском хозяйстве – красивая идея на перспективу.

Впрочем, и сами производители дронов признают, что пока беспилотные летательные аппараты могут использоваться только для локальных обработок. Например, для распределения по полю капсул с личинками трихограммы (наездника, Trichogramma brassicae) для борьбы с кукурузной огневкой. Дрон оснащается специальной емкостью, куда загружаются капсулы, в программном обеспечении задаётся схема движения, и капсулы разбрасываются по полю в запланированных точках.

Более активно дроны используются для проведения оценки состояния посевов. Самый простой вариант - фотосьемка с использованием обычных камер, снимающих только в видимом диапазоне. Это дешевле, чем аэрофотосъёмка с использованием самолётов и вертолетов. С полученным изображением просто работать, не потребуется обрабатывать отснятый материал с помощью специальных программ.

Более «продвинутый» вариант – съемка с использованием мультиспектральных камер, которые фиксируют не только видимый, но и, например, инфракрасный или другой диапазоны. Такие снимки, конечно, требуют профессиональной обработки с использованием специальных программ. Но зато и результат обеспечивают на более высоком уровне. Например, возможность получить вегетационный индекс каждого участка поля (NDVI). Имея такую информацию, можно более точно просчитать потребность во внесении удобрений, количество и виды обработок, спрогнозировать урожай.

Дмитрий Рубин, генеральный директор компании «АгроДронГрупп»:

- В поле дрон может быть полезным в течение всего производственного сезона. Если профессионально использовать аппарат для контроля за состоянием посевов, он может помочь увеличить урожай на 15% и снизить общие расходы на обработку примерно на 20%. Съемки с дрона дают возможность составить несколько видов электронных карт, которые показывают сорную растительность, рельеф, количество растений, величину и однородность всходов, количество биомассы и потребность в азоте. Наш софт обрабатывает все эти данные и сообщает пользователю информацию в понятном для него формате.

Означает ли это, что традиционная пилотируемая сельхозавиация может не беспокоиться о серьезной конкуренции со стороны дронов? В ближайшее время – точно да. Но сельхозавиации стоит беспокоиться о том, чтобы она сама попросту не исчезла.

Сельхозавиация в России в основном представлена пилотируемыми летательными аппаратами, которые могут поднимать от 500 до 1500 кг растворов для обработки или подкормки сельхозугодий. В мае этого года в Москве прошла первая конференция по развитию сельскохозяйственной авиации. Как выяснилось, ситуация с сельхозавиацией – парадоксальная: на федеральном уровне не осталось структуры, которая бы отвечала за ее развитие. Минсельхоз считает, что эти вопросы относятся к компетенции Минтранса. Минтранс полагает, что этим должна заниматься Росавиация. Но Росавиация является только контролирующим органом, и задачи развития авиации для аграрной отрасли у нее просто нет. Департамент развития сельхозавиации Фонда содействия развитию сельского хозяйства, по сути, остался единственной структурой в стране, которая обладает полной картиной состояния возможностей авиационной поддержки аграрной отрасли в России.

Клим Галиуллин, руководитель Фонда содействия развитию сельского хозяйства:

- А ситуация, по нашей оценке, такова. Компаний, которые работают легально, осталось порядка 30. И они выполняют всего четверть от всех авиахимобработок в стране. А оставшиеся 75% выполняют, скажем так, нелегалы. У нелегалов нередко случаются аварии, следы которых просто скрывают. Буквально так и происходит: самолет упал, приезжает владелец, быстро распиливает летательный аппарат, загружает в самосвал и уезжает.

На первой конференции по развитию сельхозавиации зашла речь и о кадровой проблеме. Нынешнее поколение пилотов — последнее, которое имеет профессиональную подготовку для обработки полей. Когда это поколение пилотов «спишут», Россия потеряет огромный пласт практического опыта, накопленный десятилетиями. Почему? Потому что некому будет их заменить. Ни в одном летном учебном заведении России не преподается дисциплина «обработка полей». В учебных программах аграрных вузов также нет дисциплины «применение авиации при обработке полей». Поэтому сейчас профессионалы отрасли объединили усилия и занялись созданием концепции развития сельхозавиации в стране. Хорошо, если эта концепция будет создана в ближайшие годы. Иначе поддержка с воздуха российских аграриев сократится до минимума, что, естественно, скажется на общей урожайности сельхозкультур.

Между тем, создатели дронов не стоят на месте, постоянно тестируют и открывают новые возможности для применения своих устройств в сельском хозяйстве. Еще одной «новой» для аграриев областью применения дронов может стать доставка мелких запчастей для ремонта в поле. Скажем, фильтров или форсунок для опрыскивателей. Беспилотник доберется от офиса до машины в поле быстрее, чем автомобиль. И такая доставка обойдется дешевле традиционной. 

Есть первый опыт применения дронов при проведении сева. Конечно, сеять с помощью дронов можно только мелкосемянные культуры (рапс, горчица). И после беспилотника в поле еще потребуется поверхностное боронование. Способ «дрон + борона» опробовали нынешней весной в нескольких хозяйствах. Особенно помогла такая схема сева в местах с избыточным увлажнением, где обычная техника просто не могла выехать в поле. Дроны также могут быть полезны при подсеве многолетних трав в изреженный травостой или посеве мелкосемянных сидератов.

Что в итоге? Практика, накопленная в России сегодня, показывает, что выбор «дроны или пилотируемая сельхозавиация» делать вовсе не придется. С учетом российских просторов, погоды, финансовых возможностей сельхозпроизводителей для каждого конкретного хозяйства будет использоваться своя комбинация из наземных и воздушных обработок, в которых будут использоваться и пилотируемые самолеты, и беспилотники.

Владимир Клюев

 

 


Спецпредложение

     Предлагаем разработку "Индивидуального инвестиционно - технологического проекта технологической реструктуризации сельскохозяйственного производства", включающего: технологический аудит, анализ выявленных нарушений, подбор наиболее эффективных технологий, технологические расчеты по обоснованию мероприятий преобразования Вашего существующего производства в высокоэффективный бизнес (собственно технологической реструктуризации), а также разработку бизнес-плана реализации Проекта.

   Предлагаем консультационное сопровождение Вашего бизнеса до выхода на проектные показатели по продуктивности земли и животных, себестоимости производимой продукции и уровню рентабельности предприятия в целом.