Новости
« НазадНазадВ периодической печати можно прочитать о том, что теоретические основы консультирования разработаны давным-давно зарубежными учеными применительно к проблемам управления персоналом. Что наиболее совершенной формой является процессное консультирование. Владея методикой процессного консультирования, якобы можно, не являясь специалистом-технологом, консультировать специалистов любой отрасли, в том числе сельскохозяйственного производства. Рассмотрим, так ли это.
Консультационные услуги приобретаются собственниками бизнеса или топ - менеджерами, когда они осознают наличие проблем и ощущают потребность в привлечении высококвалифицированных внешних консультантов, не полагаясь на компетенцию собственных специалистов. К числу возможных видов услуг относятся экспертное, обучающее и процессное консультирование.
Экспертное консультирование в общем случае предполагает, что проблему формулирует клиент. Консультант изучает обозначенную клиентом проблему, являясь высококвалифицированным специалистом, обосновывает пути её решения, оформляет отчет или проект, передает его клиенту. Реализация предложений (проекта) остается за клиентом. Эффективность такого рода услуг тем выше, чем выше квалификация приглашаемого консультанта-эксперта. Недостатком является то, что при каждом последующем возникновении проблем, клиенту (покупателю услуг) приходится вновь приглашать консультантов.
Обучающее консультирование предполагает повышение уровня теоретических знаний и практических навыков (повышение квалификации) сотрудников предприятия клиента. Обучение может проходить аналогично тому, как это происходит в образовательных учреждениях: в форме обычных лекций или семинаров. Результатом (отчетным показателем) является количество часов проведенных обучающих мероприятий.
Такой вид консультационных услуг позволяет собственнику (топ -менеджеру) оперативно решить возникшие на производстве проблемы, если эти проблемы предварительно им определены и выбран консультант, обладающий соответствующими знаниями и опытом. Однако такой подход мало эффективен или вовсе не применим, если проблемы, стоящие перед предприятием, клиент самостоятельно определить и сформулировать не может.
Процессное консультирование основано на активном сотрудничестве клиента (или группы представителей клиента) с консультантом на всех этапах - от обозначения, структуризации признаков и идентификации проблемы, до разработки и реализации мероприятий по её устранению.
Авторы разработанной в 60-е годы прошлого столетия в США методики процессного консультирования утверждают, что консультант совсем не обязательно должен знать технологию получения производимой продукции, что он теперь может быть уже не специалистом-экспертом, а тренером. Методикой процессного консультирования предполагается, что в сотрудничающую с тренером группу участников уже входят высококвалифицированные специалисты в области технологии получения производимого компанией продукта. Тренер же должен уметь побудить участников тренинга к совместному обсуждению признаков проблемы и идентифицировать её методом «мозгового штурма», не навязывая группе своего мнения. После идентификации, также коллегиально разработать мероприятия по её устранению.
Преимущества такого подхода очевидны - после ухода тренера специалисты компании способны решать подобные проблемы уже самостоятельно. Результатом работы тренера является создание у клиента команды внутренних процессных консультантов (тренеров), способных совместно решать широкий круг проблем на соответствующем уровне компетенции.
Рис.1. Структурирование и систематизация консультационных услуг в молочном скотоводстве
Перечисленные формы консультационных услуг хорошо накладываются на решение проблем в области управления персоналом предприятий самого разного профиля. При решении же проблем технологического характера, например при изыскании возможностей повышения эффективности молочного скотоводства, не все из них применимы. Попробуем разобраться с использованием различных видов консультационных услуг применительно к реальному сельскохозяйственному производству.
Пусть, например, топ-менеджер решил в управляемом им хозяйстве нефизиологичное традиционное раздельное кормление крупного рогатого скота основными и концентрированными кормами заменить на кормление физиологических групп стада полнорационными кормовыми смесями, разработанными для этих групп, и начать технологическую реструктуризацию производства с обучения персонала. Какой вид обучающих мероприятий ему целесообразно выбрать? В молочном скотоводстве, на наш взгляд, в качестве обучающих консультационных мероприятий должны использоваться активные (они же и наиболее эффективные) формы обучения. Вместо обычных лекций, нужно использовать тематические семинары и тренинги.
Тематические семинары должны быть направлены на идентификацию и устранение наиболее актуальных для сельхозпроизводителей данного региона (или данной отрасли, направления деятельности) проблем. Предусматривать активное участие в них слушателей в виде вопросов консультанту, обмена опытом выявления и устранения подобных ситуаций. Семинары могут проводиться в аудитории консалтинговой компании или с выездом на предприятие клиента, но обязательно с использованием технических средств обучения - мультимедийной техники и компьютерных презентаций.
Каждый тренинг в молочном скотоводстве должен содержать проблемную лекцию и мастер-класс на реальном действующем молочном комплексе.
Проблемная лекция должна начинаться с обозначения одной или нескольких, максимум - трех практически значимых и наиболее распространенных проблем, должна рассматривать механизмы возникновения этих проблем и нескольких вариантов предупреждения их возникновение или
Рис.2. Экспертная оценка сохранности грубых кормов в упаковке. Результаты визуальной оценки подтверждаются лабораторными анализами, но нужно обратить внимание специалистов клиента на нарушения технологии заготовки, убедить их в необходимости недопущения нарушений.
устранения. Проблемная лекция должна иллюстрироваться красочными высококачественными слайдами компьютерной презентации, сделанными с использованием фотографий консультанта, проводящего обучающее мероприятие. Лекция будет более интересной, если на слайдах слушатели будут видеть ситуацию, схожую с ситуацией в их хозяйстве, а консультант будет излагать варианты наиболее эффективного (с меньшими затратами времени и денежных средств) устранения проблем.
Продолжением тренинга являются мастер-классы - показательные практические занятия на молочном комплексе. Количество и содержание мастер-классов каждого тренинга должно соответствовать количеству и содержанию проблем, обозначенных в проблемной лекции. К проведению мастер-классов должны привлекаться высококвалифицированные специалисты (эксперты) с опытом практической работы и продолжающие работу на производстве.
Например, последовательность операций гигиенической подготовки коровы к доению, установки подвесной части доильного аппарата на соски вымени, обработку сосков по окончании доения, влияющих на качество производимого молока и на здоровье коровы, может продемонстрировать участникам тренинга высококвалифицированный оператор машинного доения. Консультант, находящийся рядом, может указать участникам тренинга на наиболее сложные и ответственные операции, распространенные ошибки.
Последовательность операций выявления коров в охоте и искусственного осеменения может продемонстрировать опытный техник искусственного осеменения, диагностирования стельности с использованием ультразвукового сканера - ветеринарный врач.
По окончании тренинга, участники могут быть подвергнуты тестированию, показывающему с одной стороны, глубину усвоения теоретического материала и закрепления практических навыков, с другой стороны - эффективность используемой методики и направления её совершенствования.
Каждый участник тренинга по окончании обучающего мероприятия должен получить раздаточный печатный или видео, презентационный, текстовый материал на электронном носителе, предоставляющий ему возможность по мере надобности возвращаться к материалам проблемной лекции и практических занятий, переосмысливать полученные знания см учетом собственного опыта.
К экспертному консультированию в молочном скотоводстве можно отнести технологический аудит молочного комплекса или отрасли молочного скотоводства сельскохозяйственного предприятия, включающий выявление имеющих место нарушений технологии (диагностирование) и организации производства продукции, а также разработку мероприятий по их устранению, оформление и предоставление клиенту отчета о выполненном технологическом аудите. Реализацию мероприятий по результатам технологического аудита клиент организует силами своих специалистов или приглашает консультанта на условиях другого договора.
К экспертному консультированию можно отнести и разработку бизнес-планов, инвестиционно-технологических проектов.
В свете миссии сельскохозяйственного консультирования - способствованию инновационному развитию АПК России путем широкого распространения инновационных технологий и средств их реализации, разработка бизнес-планов и инвестиционно-технологических проектов являются важнейшими и, к сожалению, не в полной мере пока использующимися, инструментами распространения инноваций.
Результатами экспертного консультирования в молочном скотоводстве являются профессионально подготовленные отчет о технологическом аудите, инвестиционно-технологический проект или бизнес-план.
Процессное консультирование в молочном скотоводстве должно быть направлено на консультационное сопровождение мероприятий технологического аудита, инвестиционно-технологического проекта или внедрения инновационной технологии по договору с клиентом. Процессное консультирование в молочном скотоводстве является продолжением экспертного: как бы ни подробны были рекомендации мероприятий технологического аудита или инвестиционно-технологического проекта, в ходе реализации всегда находится что-то неучтенное или уже изменившееся и консультанту приходится импровизировать - манипулировать знаниями технологии для поиска наилучшего варианта, давать письменные или устные рекомендации.
Процессное консультирование в молочном скотоводстве имеет признаки и обычного процессного консультирования, так как профессиональный консультант должен заботиться о возможностях самостоятельной работы специалистов клиента, предоставлять им возможность самостоятельно реализовать технологию, проявлять инициативу, ни в коем случае не подменяя их и вмешиваясь только для предупреждения или исправления ошибок.
Из изложенного понятно, что реализовать процессное консультирование в молочном животноводстве должен уже не тренер, а консультант со знаниями и умениями специалиста-эксперта. Непременным результатом и оценкой качества такого процессного консультирования должно быть повышение продуктивности животных, валового производства и качества продукции скотоводства, себестоимости и рентабельности производства до плановых показателей.
Генеральный директор СКК "Виктория-Агро"
профессор Тараторкин В.М.