Ученые АПК - производству
« НазадНазад
Автомобильный транспорт должен выполнять:
- перевозку мелкопартионных грузов с помощью автомобилей грузоподъемностью до 2,5 т;
- перевозку промышленных грузов предприятиям АПК и сельскохозяйственной продукции на переработку и хранение;
- перевозку насыпных, навалочных и затаренных грузов универсальными и специализированными транспортными средствами (бортовыми и самосвальными).
В структуре автомобильного парка специализированные автомобили составляют 55…70% от общего потребного количества машин. В большинстве зон страны универсальные автомобили бывают неравномерно загружены работой в течение года, так как их потребность определяется с учетом наиболее напряженного уборочного периода.
С целью снижения потребности в автомобильном транспорте на перевозке урожая, сокращения материальных и трудовых затрат разработаны методы интенсификации транспортно-технологических процессов применительно к зонам зернового и свекловодческого направлений, а также к зонам с развитым животноводством.
Хозяйства зернового направления располагаются в степных, засушливых зонах страны. С учетом транспортного фактора эти зоны можно охарактеризовать следующим образом:
а) в уборочный период выполняется до 60% годового объема перевозок грузов;
б) большая дальность перевозки зерна (на плечах поле-ток и ток-элеватор она достигает соответственно 20 и 70 км);
в) урожайными бывают в среднем только два года из пяти, в связи с чем невозможно обойтись без привлеченного транспорта;
г) зерновые культуры возделываются по стерневому фону, который допускает заезд на поле транспортных средств на шинах с давлением в них воздуха 0,35...0,40 МПа;
е) хозяйства располагают парком тракторов-тягачей, способных перевозить по 25…35 т груза за рейс;
ж) внехозяиственный грузооборот в 4...5 раз выше внутрихозяйственного вследствие высокой товарности зерна, достигаемой 70%.
Для рационального использования транспортных средств на перевозках зерна разработаны следующие организационные и технические мероприятия:
- на период уборки необходимо создавать центры управления перевозками, осуществляющие единое руководство перевозками груза по часовым графикам, согласованным с заготовительными организациями;
- недостающий автомобильный транспорт на внутрихозяйственных перевозках заменяется тракторными поездами;
- для сбора зерна от комбайнов и перегрузки его в большегрузные транспортные средства необходимо применять мобильные накопители-перегрузчики.
Степень интенсификации транспортно-технологического процесса доставки зерна от комбайна на ток зависит от правильности выбора состава уборочно-транспортного звена и параметров тракторного транспортного поезда и накопителя-перегрузчика (грузоподъемности, скорости движения, производительности при выгрузке зерна).
В каком направлении нужно идти, чтобы повысить эффективность тракторного поезда - увеличивать его грузоподъемность или скорость движения? Для ответа на этот вопрос надо проанализировать влияние грузоподъемности Е и скорости движения v тракторного поезда на производительность W и расход топлива Gт.
Оценить эффективность транспортных средств можно с помощью безразмерного показателя Т:
(1)
(2)
где gt- удельный расход топлива; f - коэффициент сопротивления движению; aт - коэффициент тары; l - расстояние перевозки; - соответственно механический КПД силовой передачи, коэффициент, учитывающий потери на буксование, и коэффициент использования мощности двигателя; t - коэффициент использования времени цикла.
Для удобства анализа представленного уравнения примем
Тогда окончательно запишем:
(3)
Из анализа показателя Т видно, что сократить расход топлива можно, снизив коэффициент тары aт, и повысив коэффициент использования времени t.
Коэффициент тары тракторного поезда можно уменьшить только за счет увеличения грузоподъемности. Остается узнать, как повлияет на уменьшение удельного расхода топлива коэффициент использования времени цикла.
Характер изменения в зависимости от дальности перевозки узнаем из анализа производной:
(4)
где ; vг , vx - скорость агрегата с грузом и без него; tп - время погрузки 1 т груза.
Показатель изменяется в зависимости от дальности перевозки: чем больше радиус, тем выше %.
Отношение /l есть удельная производительность тракторного поезда в зависимости от дальности перевозки. Следовательно, для повышения эффективности использования тракторного поезда необходимо, чтобы его грузоподъемность с увеличением дальности перевозки была как можно большей с учетом полной загрузки двигателя. Оптимальный состав тракторного парка рассчитывается применительно к объектам-представителям в виде модельных (типовых) хозяйств, выбранных согласно методике определения нормативов потребности МТП. Применение колесных тракторов на транспортных работах в степных районах зернового направления позволяет:
- увеличить годовую загрузку, а следовательно, уменьшить себестоимость выполнения работ в расчете на эталонный гектар;
- заменить привлеченный автомобильный транспорт и тем самым исключить непредвиденные расходы.
Таким образом, применение колесного трактора на транспортных работах содействует получению и от него экономического эффекта.
Влияние транспортного фактора на эффективность колесного трактора проанализируем с помощью следующего графо-аналитического метода (рис.1).
Метод основан на построении баланса комплексных затрат при выполнении работы гусеничным и колесным тракторами.
Расчет баланса ведется в следующей последовательности.
Определяется минимальная и максимальная величина годовой за грузки Зт колесного и гусеничного тракторов в условиях рассматриваемой зоны. Годовая загрузка гусеничного трактора в зерновых хозяйствах может находиться в пределах 400…800 ч, колесного - 400...1600 ч.
Рис. 1. Влияние транспортного фактора на эффективность использования колесных и гусеничных тракторов класса 5
__________ использование колесного трактора
_ _ _ _ _ _ использование гусеничного трактора
_ ._._._ количество высвобождаемых автомобилей
При минимальной годовой загрузке сравниваемых тракторов (в нашем случае 400 ч) определяем размер комплексных затрат И, на один час работы трактора по формуле:
И=(O+R+Ц)/3 (5)
где О - амортизационные отчисления; R - затраты на ремонт и техуходы; Ц - стоимость топлива и ТСМ.
По оси ординат откладываем значения комплексных затрат для колесного (они равны в нашем случае 220 руб.) и гусеничного (они равны 160 руб.) тракторов. Далее строим две кривые - зависимости комплексных затрат от возможной годовой загрузки тракторов. На линии абсцисс откладываем значения непредвиденных затрат Н на доставку привлекаемых на период уборки автомобилей. В зависимости от дальности их перевозки размер непредвиденных затрат колеблется от 4000 до 10000 руб. на один автомобиль. Затем строим прямую, позволяющую определить по оси ординат величину снижения комплексных затрат за счет замены привлеченных автомобилей тракторным транспортным поездом.
Снижение комплексных затрат можно представить в виде уравнения:
(6)
где - количество высвобождаемых автомобилей; Ет, Еа - грузоподъемность тракторного и автомобильного транспорта, т; Vт, Vа - скорость движения, км/ч; За - загрузка транспорта, ч.
Приняв Ет = 35т, Еа = 6т, a Vт и Vа соответственно 15 и 28 км/ч, получим, что тракторный поезд заменит три автомобиля.
С помощью графика можно определить комплексные затраты колесного трактора с учетом его использования на транспортных работах и в том числе при замене привлеченного автотранспорта:
Ик = Иг – (dИг + dИн.р) (7)
Из представленного графика (рис. 1) видно, что себестоимость тракторных работ в этом случае можно уменьшить на 35%, особенно в уборочный период.
Сроки уборки зерновых культур совпадают со сроками обработки почвы плоскорезами-глубокорыхлителями. Поэтому на доставке зерна могут использоваться только 40...50% мощных тракторов. Тракторные поезда наиболее целесообразно применять при дальности перевозки 10 км и более с установкой на поле оборотных прицепов.
Вторым продуктом после зерна по своему значению и массовости шляется сахарная свекла. Существует два способа ее уборки: поточный и перевалочный. При поточном способе автомобили оставляют колею на одной пятой площади поля. Автомобили и прицепы общего назначения создают своими колесами давление на почву в пределах 0,35...0,65 МПа, тогда как допустимое давление составляет 0,1... 0,2 МПа в зависимости от влажности почвы.
Большинство площадей, занятых свеклой, расположено в зонах, где в период уборки 2...3 раза за пятилетку бывает дождливая погода. В этих условиях одним из важных факторов является проходимость транспортных средств. Существующая техника не приспособлена для транспортного обслуживании уборочных машин в дождливую погоду, в результате чего до 20% корней свеклы портится или гибнет.
В условиях повышенной влажности корнеплоды от уборочных машин доставляют технологическим транспортом на специальные площадки, затем их грузят в автомобили или автопоезда погрузчиком-очистителем.
Количество сахарной свеклы в одном кагате составляет 700...1000 т.
При перевалочном способе уборки, кроме погрузочно-транспортных звеньев, создаются хозяйственные погрузочно-транспортные отряды. В состав хозяйственного отряда включают самоходный свеклопогрузчик-очиститель, автопоезда, звено технического обслуживания, бензозаправщик.
Для рационального использования сложных и дорогостоящих автомобилей повышенной проходимости "Урал" и «КамАЗ» с прицепами их необходимо сосредоточить в районных МТС, оснащенных автомобилями-вездеходами и большегрузными автопоездами КамАЗ.
Интенсифицировать транспортно-технологический процесс при уборке свеклы и ботвы по перевалочному способу необходимо в следующих направлениях:
- укладка корней свеклы в кагаты высотой до 2 м с целью сокращения потерь сахара в процессе хранения;
- повышение качества очистки корней свеклы от почвы и растительных остатков с целью снижения грузооборота балласта в виде примесей на 3...5%;
- создание и внедрение тракторных агрегатов с ходовыми системами, обеспечивающими минимальное воздействие на почву.
Для отвозки корней свеклы от уборочной машины в кагат целесообразно использовать транспортно-технологической машины с колесной формулой 6x4 на базе трактора T-I50K, кузов машины оборудован донным транспортером и может укладывать корни в кагат высотой I,8...2,2 м. Применение новых транспортно-технологических средств позволит убирать свеклу по перевалочной технологии и при неблагоприятных погодных условиях.
В зоне развитого животноводства - Нечерноземной полосе страны - основными грузами служат корма и удобрения. На долю транспортных и погрузочно-разгрузочных работ при заготовке кормов и внесении удобрений приходится 65...75% материальных и денежных затрат. В хозяйствах имеющих на 100 га пашни 50 и более голов КРС, 70...80% внутрихозяйственного грузооборота, кроме перевозки строительных грузов, связано с отраслью животноводства.
В этих условиях сельскохозяйственные предприятия должны располагать собственным технологическим транспортом: автомобильным - грузоподъемностью до 6 т; тракторным - на базе тракторов тягового класса 1,4; 2 и 3.
В условиях Нечерноземья, где половина полей имеет размеры 10 га и менее и грунтовую сеть полевых дорог, актуальным является вопрос соотношения количества автомобильного и тракторного транспорта.
На грузооборот внутрихозяйственных перевозок в хозяйствах животноводческого направления влияет расположение кормовых культур в севообороте. С целью сокращения грузооборота интенсивные кормовые культуры размещаются в прифермерском кормовом севообороте.
Рис. 2. Модельная схема грузооборота внутрихозяйственных перевозок в условиях Нечерноземной полосы
Примерный грузооборот в условиях Нечерноземной полосы выглядит следующим образом (рис.-2). При расстоянии l от фермы до поля 2 км объем Q перевозок растет медленно. Это объясняется наличием вблизи ферм культурных пастбищ. С увеличением расстояния до 4 км объем перевозок резко возрастает. Вызвано это тем, что на полях, удаленных от ферм до 4 км, выращиваются интенсивные кормовые культуры (силосные, корнеплоды), более 4 км - зерновые культуры в сочетании с сеяными травами. Грузооборот Г достигает максимального значения при дальности перевозки до 4 км, а затем снижается.
На отвозке зерна в этой зоне от комбайнов выгоднее использовать автомобильный транспорт нежели тракторный, поскольку скорость движения автомобиля по грунтовой дороге в 1,8...2 раза выше, чем трактора с прицепом. Поэтому нежелательно использовать тракторный транспорт для перевозки грузов с дальних полей при наличии автомобилей.
Перевозка таких грузов, как силосная и сенажная масса, кормовая свекла, связана с движением транспортного средства по полю сбоку уборочной машины со скоростью от 3 до 6 км/ч. По многочисленным данным испытаний известно, что движение автомобиля по влажному полю сопровождается увеличением расхода топлива в 2...2,5 раза по сравнению с движением по дороге. В зависимости от производительности уборочной машины автомобиль будет пребывать на поле и работать в тяжелом режиме от 40 до 66% времени при транспортировании груза на плече 2...3 км. В этих условиях выгоднее использовать тракторный транспорт.
Производительность тракторных транспортно-технелогических средств, занятых перевозкой различных кормов, можно повысить в 1,5...2 раза за счет увеличения вместимости кузовов при сокращении расхода топлива на 25...35%:
- прицепы-емкости вместимостью 40 и 60 м3 для перевозки силосной и сенажной массы;
- прицеп-перегрузчик измельченной растительной массы вместимостью 40 м3 на шинах низкого давления.
Прицеп-перегрузчик предназначен для сбора массы от уборочной машины повышенной проходимости, доставки ее на край поля и перегрузки в транспортное средство.
Интенсификация транспортно-сборочных процессов позволит уменьшить потребность в транспортно-технологических средствах в наиболее напряженные периоды и увеличить их годовую загрузку за счет выполнения внутрихозяйственных перевозок в послепиковый период меньшим количеством машин.