+7 (967) 233-32-50
                viktoriy-agro@bk.ru

Заказать обратный звонок

Проблемы консультационной службы Германии

Сельскохозяйственное консультирование - куда?

Главные направления и принципы организационной реформы немецкой сельскохозяйственной консультационной системы.

1.  Организационная реформа - зачем?

Преобразование сельскохозяйственной консультативной системы осуществляется уже давно. Отдельные европейские страны, граничащие с Германией, уже далеко впереди, новые немецкие федеральные земли в настоящее время частично осуществили инновационные планы, и это заставляет задуматься остальные федеральные земли. Похожие тенденции наблюдаются и в других европейских странах. Далее будут коротко обозначены основные движущие силы реформы.

1.1.Изменение целей аграрной политики

В послевоенное время крестьянское сословие, потребители и политики были едины в том, что необходимо добиваться роста объемов производства продуктов питания и повышения производительности труда при их производстве. Для фермеров модернизация означала сначала совершенствование механизации и как результат этого освобождение от особо трудной физической работы, потом химизацию производства и благодаря этому упрощение техники производственных процессов и сокращение производственных рисков. Для потребителей это означало расширение ассортимента продукции, снижения цен на продукты питания и улучшение качества сельскохозяйственной продукции. Начиная с 1949 г. политиками достигался прирост совокупного общественного продукта в области сельского хозяйства выше среднего, при одновременной миграции свыше 80 % занятых в другие отрасли экономики, в которых они были необходимы. Все три группы видели в этом развитии значительные преимущества для себя и способствовали ему.

Сейчас это единство разрушается, если уже не разрушено. Фермеры дифференцировали свои производственные системы, и соответственно этому развили разносторонние интересы, которые отчасти противоречат друг другу и все больше несовместимы с интересами потребителей и политиков. Фермеры больше не являются важными потенциальными избирателями, они производят излишки с большими издержками производства, обвиняются в загрязнении окружающей среды и подозреваются в возбуждении аллергии и других опасных болезней вследствие накопления канцерогенов в пищевых продуктах. Часть потребителей между тем придает большее значение нематериальным свойствам изделия, значение же низких цен снижается. Экологические способы производства, достойное содержание животных, «внутреннее качество» являются примерами таких требований.

Сейчас борются за будущее «воссоединение произаодственных методов», однако ещё неясно, удастся ли это. В настоящее время имеется четыре поддающихся определению способа производства: ненадлежащим образом, в соответствии с правилами, интегрированный и экологический. Если оптимистично предположить, что производство ненадлежащим образом скоро исчезнет и что производство в соответствии с правилами будет   являться   идентичным   интегрированному,   то   остается   неясным,   как   будет

осуществляться развитие при экологическом и интегрированном способе производства, и смогут ли эти системы однажды снова объединится.

Интересы групп все больше расходятся, требования к поддержке со стороны и к консультированию различаются и их невозможно одновременно удовлетворить. Среди сельскохозяйственных политиков также отсутствует единое мнение о том, какой системе производства и какому способу развития сельского хозяйства отдать предпочтение.

1.2.      Ограниченные государственные средства

Парламенты всех федеральных земель задаются одними и теми же вопросами, не слишком ли много денег расходует министерство сельского хозяйства, не слишком ли много существует штатных единиц, в то время как число фермеров постоянно сокращается. Используются комиссии (комиссия 1977), активизируются ревизионные органы, и вся меры направлены на то, чтобы сократить затраты и количество штатных единиц, а едва удастся с этим смирится, проводится следующий тур мероприятий. Реформа административных органов управления сельским хозяйством стала пунктом непрерывного действия. Сначала появлялись министерства по охране окружающей среды, которым нужно было давать задания, деньги и создавать там должностные места. Теперь управляемые СДПГ земли, такие как Гессен или Рейнланд-Пфальц, начали ликвидировать министерства сельского хозяйства. Сельское хозяйство выступает в качестве отдела министерства экономики, однако, также обсуждается вопрос о его интеграции в министерство по охране окружающей среды. В южных федеральных землях, где консультирование является официальной деятельностью отношении министерства сельского хозяйства, это оказывает значительное влияние на консультативную работу. Урезан бюджет, сокращены штаты, а пошлины на частные консультационные услуги фермерам кое-где обсуждаются, а кое-где уже введены.

В северных федерфльных землях с сельскохозяйственными палатами это оказывает только косвенное воздействие. Так федеральные земли имеют возможность проверять, в какой мере задания делегированы с.-х. палатам государственными законами, и какие издержки им должны быть возвращены министерством финансов, и в какой мере задания осуществляются палатами по их собственному решению, финансирование которых они должны осуществлять самостоятельно. Так как палаты не могут повышать как угодно их вклад в выполнение госзаданий, они должны опасаться того, что получат небольшие государственные средства, так как в следствие этого они будут вынуждены снижать издержки, будь то путем снижения производительности, сокращения штата или благодаря сбору пошлин за услуги.

1.3. Приватизация государственных услуг

В последнее время складываются тенденции расширения штата государственной службы даже там, где объем работы не увеличивается, или, наоборот, даже сокращается. Это значительно обременяет государственный бюджет и раньше или позже приводит к предписанному снижению издержек, в большинстве случаев при помощи паушального сокращения. Результаты такой собственной динимики развития являются неприемлемыми и приводят в большинстве случаев к снижению и без того не слишком высокой эффективности труда. Поэтому вместо реформы организационной структуры государственных служб все чаще отдается предпочтение их приватизации. Там, где это осуществляется последовательно, часто достигаются значительные успехи. Приватизация была начата на производственных предприятиях, находящихся в государственной собственности (напримев, VW, Veba), затем были приватизированы телевидение и радио, так что государственным теле- и радиовещательным учреждениям была создана частная конкуренция, и недавно пришел черед почты и железной дороги.

Государственная служба ориентирована на принципы рационального публичного управления, с целью установления равноправия граждан перед законам и по возможности полным преобразованием законоположений. Эти задачи выполняются посредством государственного бюджетного и служебного права. Но это ни в коем случае не распространяется на производство и оказание услуг. Регулирование в этой сфере должно осуществляться силами рынка, и тот, кто связан государственным бюджетным и служебным правом, не может двигаться вперед наравне с конкуренцией.

В сельскохозяйственном и сельском консультировании уже давно существует конкуренция, в виде консультирования частными специалистами или негосударственными организациями такими, как фирмы, общества, союзы, церкви, и т.д. (Хофман, Люлей, 1995). Большинство из них выжили в конкуренции с государственными консультационными службами (КС), хотя значительное количество государственных услуг оказывалось бесплатно. На примере федеральных земель Бранденбург, Мекленбург - Форпоммерн и Саксония - Анхальт наглядно прослеживается, что сельское хозяйство нормально функционирует и без консультирования государственными КС, но не без помощи государственного финансирования. Также системы консультирования в некоторых других европейских странах, граничащих с Германией, показывают, что сельское хозяйство успешно развивается без государственного консультирования. В Дании существует давняя традиция покрытия затрат на услуги фермерскими организациями и только 13 % издержек сельскохозяйственной консультационной службы субсидируются государством. Великобритания и Нидерланды держат строгий курс на приватизацию (OECD 1995). Если посмотреть, наконец, на обратную сторону нашего глобуса, то можно увидеть то, что Новая Зеландия полностью приватизировала государственные консультационные службы, просто продав их с аукциона по наивысшей цене, что принесло государству 500 000 $.

2. Почему направление действий и принципы формирования?

Если рассматривать ранее осуществленные реформы в наших федеральных землях и в некоторых соседних странах, то может сложиться впечатление, что чаще всего это осуществлялось по воле случая, а не путем заранее запланированных и систематических действий. Научные основы консультирования в большинстве случаев не использовались, а зачастую, вероятно, даже не были известны лицам, принимающим решение об осуществлении реформы. Те лица, на которых были направлены эти реформы, в большинстве случаев оказывают сопротивление, но в результате его безуспешности разочарованиы и вынуждены смириться. Это не является блаоприятным условием для того, чтобы действовать на благо всего общества и осуществлять реформы, исходя из тщательного анализа сложившейся ситуации и в соответствии с общественными интересами.

Здесь очевиден значительный вклад университетов в решение данной проблемы, которые посредством общественных дискуссий и дебатов, консультирования по политическим и институциональным вопросам, посредничества и проведения встреч-бесед способствуют оптимальному функционированию сельской и сельскохозяйственной систем знаний.

3. Какие проблемы должны быть решены?

1.    Предотвращение в консультативной работе ролевых конфликтов распределения ролей;
2.   Освобождение консультантов от служебного и бюджетного права;
3.    Определение границ приватизации;
4.   Обеспечение соразмерного финансирования услуг как в частных, так и в общественных
(государственных) интересах;

  • 5. Создание и поддержка нормально функционирующего рынка услуг, в частности, посредством создания корректных условий конкуренции;
  • 6. Функциональная интеграция консультантов в сельскую и сельскохозяйственную системы знаний и улучшение их организационной сети (образование, переподготовка, фундаментальное исследование, научное исследование и развитие, информация и документация, общественная деятельность, реклама продукции и имиджа, лоббирование, выявление потребностей и проблем фермеров, консультирование);
  • 7. Усиление отделов сельского и сельскохозяйственного консультирования в министерствах федеральных земель для осуществления задач финансирования, информатирования и координации, в особенности задач в общественных интересах;
  • 8. Увеличение количества услуг, оказываемых консультантам и консультационным службам на федеральном уровне (образование и повышение квалификации в методике консультирования, информационное обеспечение, обмен опытом, арбитражные комиссии и т.д.).

4. Как диагностировать эти проблемы и каким образом они могут быть решены?

Шаг за шагом должны быть прокомментированы отдельные группы проблем и соответствующие пути их решения.

4.1. Предотвращение ролевых конфликтов в консультативной работе

Штатное объединение сложно совместимых задач, которое еще практикуется в большинстве служб официального консультирования, приводит к проблемам при контакте, недоверию и снижает эффективность труда консультантов в большее мере, чем ее стимулирует синергетический эффект между различными группами заданий. Самый сильный ролевой конфликт состоит в распределении задач контроля и консультирования. Также и другие задания, связанные с утверждением или отказом (при обработке заданий) или с положительным или отрицательным отзывом (при рецензии), мешают построению доверительных отношений. Так, например, можно одновременно быть и преподавателем и консультантом и плодотворно осуществлять работу, но если это приводит к конфликтам в школе, например, посредством оценок, то может это также негативно отразиться на консультативной работе, если ранее нелюбимый учитель в качестве консультанта пришел на предприятие, где его бывший ученик является руководителем.

Таким образом, разделение по предмету и функциям представляет собой основной организационный вопрос. Под разделением по предмету подразумевается компетентентность в определенной области (предмете) и выполнение различных задач, в рамках этой компетенции, что неотвратимо ведет к ролевым конфликтам. Разделение по функциям означает, что кто-то является консультантом, кто-то преподавателем, а кто-то управляющим. Подразделение по функциям оказывает и друое положительное влияние дополнительно к нейтрализации ролевых конфликтов. Медленная потеря производственной мощности, которая происходит в случае перенятия посторонних видов деятельности, больше невозможна. При функциональном разделении этим занимаются специальные штатные единицы. Консультанты могут полностью сконцентрироваться на своих задачах. Снова приобретают смысл методические тренинги и повышение эффективности благодаря групповому консультированию и использованию компьютера, расстановке приорететов и планировке консультативной работы. Многолетние исследования с.-х. палат Мюнстера, и быстрая перестройка баварских служб официального консультирования подтверждают смысл этого организационного принципа, равно, как и успеха и широкое распространение
консультационных     товариществ,     где     исключается     деятельность,     отличная     от консультирования.

Там, где «большая реформа» ещё задерживается, можно очень просто предотвратить ролевые конфликты. Так можно переложить задания контроля внутир одной и той же организации с консультантов на административных работников. Если это невозможно из-за недостаточной компетентности, то консультант A может консультировать в районе А и контролировать район B, а консультант B - наоборот. Это находит свое отражение в государственном консультировании по вопросам защиты растений, где сильно возросла роль контроля, по меньшей мере до тех пор, пока консультацию защиты растений считают еще задачей, осуществляемой в общественных интересах.

4.2. Освобождение представителей консультационной службы от государствого служебного и бюджетного права

Бюрократия представляют особую форму организации, которая развивалась для публичного управления в демократических государствах, чтобы гарантировать гражданам равенство перед законами и таким образом также одинаковое отношение при исполнении законов.

Бюрократия обладает по мнению Макса Вебера следующими характерными признаками:

-      письменными правилами, рутиной, одинаковым отношением;

  • - иерархическим порядком (начальник, подчиненный);
  • - разграничением компетенций;

-   возможностью карьерного роста, квалификационными удостоверениями, аттестацией

образования, условиями поступления на службу.

Тот, кто понимает под бюрократией «медлительность» и «неэффективность», не замечаает, что для представленных задач вряд ли имеется лучшая форма организации. Он в большинстве случаев прав, если речь идет о задачах производства продукции или об оказании услуг, для которых бюрократия вообще-то не была разработана. Применительно к задачам консультирования, все четыре характеристики бюрократии неприемлемы.

Каждый консультативный случай неповторим. Клиенты ожидают, что консультант полностью ориентирован на его персону, его проблемы и его благо. Консультация осуществляется индивддуально и исключает рутину, одинаковое отношение.

Иерархия излишня для консультативной работы так же как разграничение компетенций. Кто хочет, чтобы его случай, как только он выходит за определенные рамки, передавался на верх, или если затронуты различные области, обращаться ко многим специалистам? Необходим консультант, которому довверяют и который сначала пытается разобраться с проблемой самостоятельно, прежде чем привлекает специалистов и то, только в крайнем случае. Наконец клиент, который конечно также не является специалистом, должен быть полностью ознакомлен, чтобы правильно принимать решения и правильно действовать, и консультант должен участвовать в этом учебном процессе. Это будет полезно и для последующих клиентов. Условия для поступления на работу и карьера существенно мешают консультационным службам. Имеется только хорошая или плохая консультация. Занимает ли консультант служебное положение среднего ранга или высшего, клиентам безразлично до тех пор пока он хорошо работает.

Но в государственной КС это не безразлично. Если бы специалисты среднего ранга выполняли те же задачи, что и их коллеги, являющиеся специалистами высшего ранга, то они могли бы обжаловать их служебное положение и требовать продвижения по службе. Итак имеется консультант и начальник-консультант, дальше идет руководитель службы, на следующем (среднем) иерархическом уровне стоит руководитель отдела, на следующем

уровне - начальник министерства и т.д.. Чтобы оправдать иерархию, начальник планирует, координирует и контролирует работу подчиненяэщеося ему уровня такой системы. Это скорее парадоксально, чем рационально и приводит к всевозможным напряжениям и разочарованиям. Самым оптимальным является то, что консультанты планируют свою работу самостоятельно, а клиенты контролируют ее качество, как, в примере с консультационными товариществами.

Так как предприятия, в которых всем заправляет один человек, не всегда успешно работают, то консультанты должны сотрудничать. Это требует координации, но не обязательно со стороны шефа. Эта функция может выполняться участником группы консультантов, который выбирается коллегами на определенное время в качестве координатора и представителя. В таких крупных организациях, как сельскохозяйственные палаты были бы максимально приемлемыми 4 иерархических уровня консультативной работы. Консультант в филиале, координатор в филиале, координатор центральной палаты и директор палаты. Вместо выдвижения решением руководства, здесь также был бы приемлем выбор коллегами. Но собственно решение проблем осуществляется не самими палатами, а дочерними обществами с частной правовой формой. Далее будет более подробно об этом рассказано.

Сначала коротко о бюджетном праве: камеральный бухгалттерский учет, перевод оставшегося бюджета министру финансов, двойный бюджет на 6 лет вперед: кто из работающих вна государственной службе этого не знает. Исследование консультационной работы в Баден-Вюрттемберге и в Баварии пришло к сдедующему выводу: Консультационная работа в учреждении будет тем лучше, чем шире руководитель учреждения трактует правила.

4.3 Определение границ приватизации

Приватизация консультационных задач имеет границы. Они определяются финансированием консультирования, однако, едва ли самими организациями. Между тем дискуссия о финансировании породила общепризнанные различия: консультирование в личных интересах клиентов и консультирование в общественных интересах.

В принципе определить границу не слишком тяжело. Проблемы появляются только при выполнении, когда речь идет о подсчете взносов за работу в личных интересах и их оплате.

Консультирование в личных интересах ощущается сразу, оно дает клиентам экономические преимущества. Классический пример этого - производственно-техническое и организационно-производственное консультирование. Эту информацию и консультирование можно причислить к производственным средствам, рассмотривать и учитывать их как издержки производства. Также как субвенционируются некоторые производственные средства (например, дизельное масло) возможно субсидирование консультационных сборов, что уже различными способами практикуется в трех новых федеральных землях.

В общественных интересах остается ряд задач, которые могут рассматриваться как создание или сохранение общественных продуктов:

  • Обучение и тренинг в пределах основной квалификации
  • Пробные программы в общественных интересах
  • Обработка будущих вопросов, будущих проблем и создание положительных и приемлемых «видений»
  • Работа в обделенных областях или при выполнении программ развития сельской местности
  • Работа по улучшению защиты природы и окружающей среды, а также правильному содержанию и защите животных
  • Работа с таками непривелигерованными группами, как молодые фермеры, плохо образованные клиенты, женщины, находящиеся на грани кризиса предприятия
  • Консультирование по устранению или смягчению вызванных общественными причинами проблем

Если дальше интерпретировать последнюю задачу, то она приведет к сохранению полностью свободного от оплаты государственно финансируемого сельскохозяйственного консультирования, так, как до сих пор действует Бавария, последняя из федеральных земель, применяющих такую систему. Все остальные земли уже начали переход на смешанную систему финансирования.

В общем, имеются экономические и общественно-политические основы для государственного (со-) финансирования консультирования. Причина профилактики лежит в области экономики, так как, с одной стороны, она требует незначительных, последних «пограничных» затрат, чтобы сделать Клиента (затронутое лицо) срова способным к действию, с другой стороны, социальные затраты гораздо выше « если ребенок уже упал в колодец», если те, на кого направлен данный процесс, должны быть подхвачены сетью социального обеспечения, так как они больше не могут о себе заботиться. Смешанная форма представлена «причиной возбудителя». Государственная политика, в этом случае аграрная политика, особенно обременяет представителей определенной профессии тем, что она «аннулирует» рыночные силы и таким образом формирует структурное изменение, из.за оторого некоторые семьи оказываются в особо тяжелых обстоятельствах. Социально-экономическое консультирование и консультирование стоящих на грани кризиса предприятий является подходящим и дешевым, так как оно действительно недорого исправляет сделанные ранее ошибки. В заключение, можно сказать, что современные государства проповедуют либерализм, но одновременно непрерывно ограничивают гражданскую свободу инструкциями и указами. Это является только справедливым, если консультирование поможет оптимально использовать на благо оставшееся свободное пространство и свободу действий. Нельзя приказать понимать, но без понимания тех лиц, на кого направлены эти указы, невозможно общее благополучие государства. Одними приказами и контролем, без консенсуса, долго управлять не получится.

Разумеется, создание общественного продукта происходит также благодаря личной инициативе и финансированию. Здесь можно применить принцип субсидирования и государство может и должно держаться в стороне. Но там, где эта инициатива отсутствует, государство должно брать на себя общественную и политическую ответственность. Рынок часто «не имеет разума» и «невидимой руке» нужно морально ориентированное руководство, если она должна приносить пользу одновременно как обществу, так и отдельным лицам.

4.4. Обеспечение соразмерного финансирования услуг, как частных, так и в общественных (государственных) интересах.

Если государство чувствует, что к нему предъявляют слишком большие требования, в том что оно должно нести все издержки на консультирование и используемые вместе с ним услуги сельскому хозяйству и сельской местности, то первый шаг, который оно должно предпринять, это отстраниться от областей с исключительно или преимущественно частными интересами. Исключение могут составлять клиенты, которые из-за бедности не могут оплатить консультации в своих личных интересах. Их обеспечение является государственной задачей в рамках социального обеспечения и социальной помощи.

При финансировании услуг можно выделить 4 различные возможности:

Возможности финансирования услуг

общественные

личные

Независимо от выполнения задач

Бюджетные средства

Пошлины, взносы

В зависимости от выполнения задач

Программы, проекты

Пошлины, выставление счета

Предоставление средств через бюджет или пошлины затрудняет проверку их использования. Экономичное применение средств происходит, как правило, если финансирование осуществляется в зависимости от выполнения заданий, так как заказчики, точнее, клиенты, следят за тем, чтобы оплата производилась в соответствии с производительностью. Легче, если рынок позволяет конкурировать многим организациям, так как тогда на рынке можно устанавить, что означает соответствующая (оплате) производительность. Если программы финансируются государством, то оптимальным способом передачи финансовых средств является «непрямой путь» при помощи пользователей, например, путем частичного возмещения издержек. Это контролирует также выполнение работ и их качество и освобождает от этого общественного (государственного) инвестора, который, в противном случае, должен финансировать персонал, выполняющий данную работу.

4.5. Создание и поддержка нормально функционирующего рынка услуг, в частности, посредством создания корректных условий конкуренции

Почему в земле Баден-Вюрттенберг до сих пор нет частных сельскохозяйственных консультантов? Почему, напротив, существуют частные консультанты по вопросам садоводства? Так как для этого существовали соответствующие условия конкуренции. Для фермеров осуществлялось бесплатное консультирование по вопросам сельского хозяйства, которое возможно не всегда полностью удовлетворяло их потребностям, однако не было настолько плохо, что фермеры были согласны платить частным консультантам по 500-800 ДМ. Но когда поступило предложение стать членами консультационного товарищества и, совместно с еще 40 коллегами, оплачивать 50 % затрат на консультирование, а вторую половину и все «вещевые» затраты берет на себя государство, это нашло одобрение у фермеров. Официальное консультирование было все же не настолько хорошим, чтобы одержать вверх над таким более интенсивным, но одновременно и более дорогим предложением. Для садоводческих предприятий было немного официальных консультантов, не так хорошо специализированных, как часто требовалось, из-за небольшого числа клиентов. Так, полностью автоматически открылся рынок для частных консультантов, который они и заняли.

Бесплатное или сильно субсидированное консультирование, при котором субсидии идут организатору консультирования, создает неэффективную монополию, препятствует конкуренции и возникновению многообразия консультационных услуг и консультационных организаций. Поэтому такое консультирование не имеет смысла для клиента.

Честные условия конкуренции создаются тогда, когда все консультационные организации с покрывающими затраты ценами конкурируют на одном свободном рынке услуг и при этом им не мешают такие организационные путы как служебное и бюджетное право.

Цены, покрывающие издержки, не входят в противоречие с государственным субсидированием, если финансирование осуществляется клиентами, которым государство возмещает затраты, как, например, происходит в Саксен-Анхалт.

Программы, которые направлены не на отдельных клиентов, можно ваставвить на публичный конкурс и таким образом передать способным на их выполнение организациям. Качество исполнения проверяется и может быть негативно санкционировано в будущем при помощи конвенциональных наказаний или тем, что такие исполнители не будут учитываться при последующих, выставленных на конкурс проектов.

4.6.  Функциональная интеграция консультантов в сельскую и сельскохозяйственную
системы знаний и улучшение их организационной сети

Консультирование занимает ключевое положение в сельской и сельскохозяйственной системе знаний. Так же, как обучение и повышение квалификации она имеет функцию передачи нового понимания знаний, технологий или целой системы производства в практическую деятельность. Так как она охватывает актуальные проблемы, а не «решает их про запас», как обучение, она является инстанцией сравнительно быстрой передачи знаний.

С другой стороны, консультирование имеет привилегированный доступ к знаниям опыта и практики, а также к проблемам фермеров. Консультирование не только помогает решать проблемы, прежде всего, оно помогает их распознавать, определять.

Консультирование и повышение квалификации чаще всего организуется посредством обмена опытом между практиками, и, таким образом, можно идентифицировать как проблемы, так и их решения. Эта информация незаменима для участников системы знаний и ее очень трудно или дорого получить без посредничества консультирования.

В обоих направлениях информирование должно протекать по возможности беспрепятственно. Задержка информации не должна награждаться, поэтому участники должны создать соответствующие условия, включая технические возможности передачи информации и расчеты, если пошлины имеют в этом случае смысл, которые поддерживают оптимальную связь и функциональную интеграцию консультирования с остальной системой знаний.

Оценка сельскохозяйственного консультирования в земле Бранденбург показывает дефициты преобладающего там частного консультирования. Наряду с интеграцией в систему знаний также информация и координация в министерстве и предоставление основных услуг консультантам были оценены как «достойные улучшения».

Сельскохозяйственные палаты подчеркивают такое стремление, указывая на свою «связанную систему аграрных знаний», то есть все решения исходят «из-под одной крыши». В прошлом такая система хорошо функционировала, но сегодня имеются другие возможности обеспечения связи знаний. Система «все решения из-под одной крыши» из-за своих разнообразных нежелательных побочных эффектов лучше только в исключительных случаях.

4.7.    Усиление отделов сельского и сельскохозяйственного консультирования в
министерствах федеральных земель для осуществления задач финансирования,
информатирования и координации, в особенности задач в общественных интересах

Если создают относительно свободный рынок услуг, то это означает конкуренцию многих организаций, в том числе неправительственных. Позднее, по окончание монополии государства на официальное консультирование стало совершенно невозможным «управление сверху». Что касается консультационных задач в общественных интересах, то

здесь необходимое и имеющее смысл влияние государства должно обеспечиваться с помощью других инструментов.

В консультационные задачи в личных интересах государство может совсем не вмешиваться. Там, где невозможно применение указов, нужно делать акцент на финансовые соглашения, программы и проекты, а также информационные, консультационные и квалификационные предложения в качестве координирующих средств. Это требует наличия в министерствах федеральных земель определенного персонала и его достаточной квалификации.

4.8.    Увеличение           количества    услуг,    оказываемых    консультантам    и

консультационным службам на федеральном уровне (образование и повышение квалификации по методике консультирования, информационное обеспечение, обмен опытом, арбитражные комиссии)

Как раз при работе по квалификпции и поддержке суверенитет земель необязательно приводит к хорошим результатам. И специфические для земель традиции (признанные правила) и возможности квалифицикации также препятствуют мобильности организаций, предлагающих услуги, и выходящим за границы привычного предложениям. Кроме того, в основном не достигается так называемая «критическая масса». Поэтому рекомендуется усилить имеющееся предложение AID в области информационного обеспечения и квалификации консультирующего персонала, при этом понижается собственная, специальная для земель деятельность в этой области, которая в прошлом не отличаласт профессиональностью

Обучение и повышение квалификации персонала консультационных организаций в методике консультирования было и остается, несмотря на долголетние усилия, дефицитной областью в некоторых федеральных землях. С одной стороны было бы хорошо осмыслить структуру учебного процесса консультирования на базе уже имеющегося образования; в университете Халле-Виттемберг об этом уже думали. С другой стороны, нужно было думать о «Федеральной академии», которая могла бы по возможности открыться консультантам из других стран-участниц IALB. Обучение и повышение квалификации в будущем должно быть узко связано с supervision в смысле «on the job trainings». Просто «обучение в классной комнате» редко помогает в методике, если оно не действует посредством «on the job trainings». При информационном обеспечении уже сегодня есть такая общефедеральная инициатива, как FIS, AID, ZADI и др., но был бы желателен скорейший прогресс в EDV-связи в системе знаний.

Допуск к профессии, точнее допуск осуществляющих консультацию, постепенно станет проблемой, если будет продолжаться приватизация консультирования. В таком случае должны действовать единые для всей Германии критерии при содействии соловной организации, которую сначала надо организовать. Эта организация может быть также вовлечена в деятельность третейского суда, так как при применение принципа полного покрытия издержек зп оказанные услуги необходимо рассчитывать на увеличение числа спорных случаев между заказчиками и исполнителями.

Если хотят стимулировать многообразие и честную конкуренцию, то такие центральные предложения услуг должны предоставляться всем консультантам как государственным, так и частным на одинаковых условиях.

В этой области государство может выиграть и другие возможности заработать. Федеральные земли сохранили бы их право участия в принятии решения и могли бы и дальше участвовать в финансировании таких центральных предложений услуг.

5. Обобщение: какие общие рекомендации можно дать, какие общие направле­ния порекомендовать?

Одобрение многообразия. Децентрализация и принцип субсидирования хорошо себя показали и мы должны применять эти принципы также в сельской и сельскохозяйственной системе знаний и последовательно отменять последние государственние монополии (динозавры).

Консультирование в частной правовой форме. Одновременно это означает отставку государственного служебного и бюджетного права и отмену или, по крайней мере, сильное сокращение иерархий в консультационных организациях.

Рынок и честная конкуренция должны существовать при помощи частных и государственных финансовых долей. При таких условиях нужно ожидать дальнейшего повышения многообразия организаций и качества услуг.

Никакого отступления от государственной ответственности. Приватизация консультационных организаций желательна, но побщественные представители идеи консультации в форме частного общества, и на рынке они не подпадают под действие государственного служебного и бюджетного права.

Напротив, государственное финансирование в приемлемых объемах необходимо, для того, чтобы не пострадало «общее благо».

Действенная координация в министерствах федеральных земель. Образованная на основе плюралитета и рыночной экономики система консультирования нуждается в других координационных механизмах. Для решения задач консультирования в общественных интересах, которые можно реализовать, например, с помощью выставленных на конкурс программ, а также для информирования и консультирования сотрудников консультационных организаций нужно улучшить работу соответствующих отделов в министерствах сельского хозяйства федеральных земель.

Выполнение наиболее важных услуг перенести на федеральный уровень. Общепринятые услуги по квалификации консультантов и консультационных организаций нужно было бы объединить преимущщественно на федеральном уровне для достижения «критической массы» и профессионализма и они должны быть доступны всем консультантам и представителям консультационных организаций на равных условиях.

Никаких безрассудных решений и решении, которые применяются для всех поголов­но. Наша система эффективна. Неправильно проведенные реформы могут легко ее парализовать. Поэтому сначала ищут полный консенсус, затем ясно информируют о ясных решениях, а после этого их «быстро и безболезненно» исполняют. Цели всеобщего блага и блага клиентов никогда не терять из вида. Предоставить «эгоизму» и интересам выживания «динозавров» только тогда дальнейший шанс, когда это согласуется с оптимизацией всей системы.

Литература:

Albrecht, H., 1977: Die landwirtschaftliche Beratung und ihre Probleme. In: Bürger im Staat, 27, , 228-292.
Nachdruck in: Hoffmann, V. (Hrsg.) 1992, 47-58.
Artikelreihe: Organisation und Finanzierung der landwirtschaftlichen Offizialberatung in Deutschland. Eine
Selbstdarstellung aus den Bundesländern. In: Ausbildung und Beratung, Heft 11/1994, 184-192, Heft
12/1994, 209-216. Bokelmann, Hirschauer, Nagel, Odening, 1996: Landwirtschaftliche Beratung im Land Brandenburg. Eine
Evaluierung erster Erfahrungen. Reihe Kommunikation und Beratung 9, Margraf, Weikersheim, 81 S. Artikelreihe: Die sozio-ökonomische Beratung in Deutschland. In: Ausbildung und Beratung, Heft 12/1994, 204-216. Heft 1/1995, 4-9.

Denzinger,     P.,     1979:     Probleme     der     Beratungsarbeit     an     Landwirtschaftsämtern     -     eine

organisationspsychologische Situationsanalyse an 10 Ämtern in Baden-Württemberg und Bayern. Reihe

: Landwirtschaft - Angewandte Wissenschaft, Heft 215, 287 S. Denzinger, P., 1981: Organisationsfragen der landwirtschaftlichen Offizialberatung. In: Berichte über

Landwirtschaft, Heft 1, 93-104. Denzinger, P., 1985: Entwicklung zu innovativen Fortbildungssystemen in Beratungsdiensten. Ein Beispiel

aus Baden-Württemberg. In: Berichte über Landwirtschaft, 631-639. Nachdruck in: Hoffmann, (Hrsg):

1992, 181-189. Hoffmann, V. (Hrsg) 1992: Beratung als Lebenshilfe. Humane Konzepte für eine ländliche Entwicklung.

Margraf, Weikersheim, 310 S. Hoffmann, V., 1995: Vorteile und Probleme der Ringberatung. Unveröffentlichtes Vorlesungsmanuskript, 2

S. Hoffmann,  V.,  Luley,  H.,  1995:  Landwirtschaftliche  Beratung  in  der  Bundesrepublik  Deutschland.

Organisationsformen und aktuelle Probleme. Unveröffentlichtes Vorlesungsmanuskript, 18 S. Jochimsen, H., 1993: Beratungsdienste in Deutschland. In: Ausbildung und Beratung, Heft 12, 211-213. Köhne,   M.,   1995:   Struktur   und   Weiterentwicklung   des   landwirtschaftlichen   Beratungswesens   in

Deutschland. Referat zur 36. Jahrestagung der GeWiSoLa, Berlin, 10 S. Kommission, 1977: Bericht der Kommission zur Überprüfung der landwirtschaftlichen Beratung vom 30. Juni

(Bericht für die Landesregierung Baden-Württemberg), 99 S. OECD,   1996:   Agricultural   Knowledge   Systems   in   OECD   Member   Countries.   Country   Notes.

Unveröffentlichte Berichtesammlung zur: First Joint Conference of Directors and Representatives of

Agricultural Research, Agricultural Advisory Services and Higher Education in Agriculture, held at OECD

Headquarters, paris, September 1995. Ca. 300 p. Rheinwald,   H.,   1964:   Die   Funktion   der   Beratung   bei   der   Förderung   der   Landwirtschaft.   Hrsg:

Landesausschuß   für   landwirtschaftliche   Forschung,   Erziehung   und   Wirtschaftsberatung   beim

Ministerium für Ernährung, Landwirtschaft und Forsten des Landes Nordrhein-Westfalen, Düsseldorf,

19-20. Verband der Landwirtschaftskammern, 1994: Landwirtschaftlicher Beratungsdienst - Konzeption für die

Landwirtschaft 2000. In: AID-Informationen für die Agrarberatung. Heft 9, 2-8.

Университет Хойенхайм
Кафедра cельскохозяйственного консультирования и коммуникаций                   
Хоффманн, Герстер

Спецпредложение

     Предлагаем разработку "Индивидуального инвестиционно - технологического проекта технологической реструктуризации сельскохозяйственного производства", включающего: технологический аудит, анализ выявленных нарушений, подбор наиболее эффективных технологий, технологические расчеты по обоснованию мероприятий преобразования Вашего существующего производства в высокоэффективный бизнес (собственно технологической реструктуризации), а также разработку бизнес-плана реализации Проекта.

   Предлагаем консультационное сопровождение Вашего бизнеса до выхода на проектные показатели по продуктивности земли и животных, себестоимости производимой продукции и уровню рентабельности предприятия в целом.