+7 (967) 233-32-50
                viktoriy-agro@bk.ru

Заказать обратный звонок

Новости

« НазадНазад

Технологический экспресс-аудит: предприятие-1 17.04.2017 07:00

   Собственник пригласил нас провести независимый технологический аудит в трех действующих сельхозпредприятиях, расположенных в одном из южных регионов России (адреса производств и имена участников репортажей для сохранения конфиденциальности договорных отношений указывать не будем).

    В аэропорту нас встретил директор одного из сельхозпредприятий, работающий там всего год. Познакомились, затем три часа мчались на быстрой Камри и вот мы уже в районном центре. Оставили вещи в гостинице и сразу поехали на производство.

    Первое посещаемое предприятие, по нашим понятиям небольшое, растениеводческое. Знакомство с ним мы решили начать с осмотра техники. Приехали на машинный двор и обомлели: мы думали, что такого нам уже не встретить, а тут, словно на машине времени перенеслись в 60-е годы прошлого века!
    Машинный двор без какого-либо твердого покрытия. Потеплело-растаяло и к машинам уже не подойти! Зерноуборочные комбайны по окончании уборочных работ в прошлом году не очищены от грязи и пожнивных остатков, колеса не вывешены, не смазаны резьбовые соединения, штоки гидроцилиндров и цепи, не герметизирован двигатель... Подумалось: «За такое отношение к технике раньше с подачи инспектора Госсельтехнадзора приходилось объясняться с прокурором, а то и в суде»

Аргамак-1

 

 Аргамак-2

Аргамак-3

 

Аргамак-4

     Рис. 1-4. Вперемешку стоят безнадежно разукомплектованные и внешне якобы исправные тракторы, зерноуборочные комбайны, сельскохозяйственные машины.

Аргамак-5   Аргамак-6


     Рис. 5-6. Дисковые бороны: когда-то их буксировали на машинный двор не выглубив рабочие органы, как тащили – так и бросили по самые оси в грязи. Теперь они стоят, бедолаги, проросшие травой… Тут же валяются пришедшие в негодность покрышки (где меняли пришедшую в негодность, там её и бросили), мосты от разобранных комбайнов, другие ржавые детали ...

Аргамак-7 Аргамак-8

 
    Рис. 7-8. Плуги: они когда-то готовили под посев рисовые чеки, кормили семьи механизаторов, но потом их безжалостно бросили, даже не очистив от грязи и пожнивных остатков! Не отсоединив от тракторов, не установив на подставки, не смазав или не покрасив рабочие органы, резьбовые соединения... В таком же весьма незавидном состоянии оказались и машины для внесения минеральных удобрений, жатки, сеялки, тракторные прицепы...

     Кто довел машинно-тракторный парк сельхозпредприятия до такого плачевного состояния? Вот он! – Бывший главный инженер: человек с высшим образованием, прослушавший полный курс лекций ведущих ученых страны, выполнивший все лабораторные работы, сдавший экзамены и зачеты и получивший диплом! Человек, который должен быть проводником технической политики Минсельхоза РФ! Он ходит за нами, понуро опустив голову… Ходит между кучами ржавых, брошенных им на произвол судьбы, машин и пытается нам доказать, что «так якобы и должно быть(?!)», что «по-другому невозможно (?!)»!
     Руководитель сельхозпредприятия отстранил этого «инженера» от исполнения обязанностей, другого дипломированного специалиста не нашлось, поэтому назначил исполняющим обязанности добросовестного механизатора. Новый И.О. работает всего месяц, поэтому упрекнуть его пока не в чем: поживем - увидим.

    Приехали в контору, стали изучать документы. Дефектных ведомостей нет!

– «А зачем переводить бумагу, писать какие-то дефектные ведомости, а потом всё равно писать заявки на запасные части? Мы сразу пишем заявки…»

- «Дефектная ведомость – это документ, в котором указываются марка машины, фамилия закрепленного механизатора, наработка до ремонта в мото-часах и (или) условных га. Из этого документа логически вытекают характер неисправностей (внешние признаки по результатам осмотра или (и) диагностирования), причины дефектов по результатам полной или частичной разборки, обоснованный таким образом перечень необходимых запасных частей и ремонтных материалов с указанием номеров по каталогу, затраты времени на ремонт по норме, длительность ремонта и полная стоимость восстановления! С дефектной ведомостью работают механики и инженеры, экономист и бухгалтер. На основании дефектной ведомости составляются заявки на приобретение запасных частей, собираются коммерческие предложения от поставщиков для выбора наиболее выгодного для хозяйства предложения по критерию «цена/качество», создается план-график подготовки техники к выполнению полевых работ! А каким образом у вас организовано периодическое техническое обслуживание машин?»
- «…бывает механизаторы меняют моторное масло, фильтры…»
- «Техническое обслуживание – это комплекс работ, в котором кроме замены масла много других, рекомендованных заводом-изготовителем, операций. Как вы контролируете периодичность и качество проведения этих работ?»
- «…по мото-часам… Механики смотрят…»
- «Через сколько мото-часов вы проводите очередные обслуживания?»
- «Да-а-а! Вам известно, что своевременное и качественное плановое периодическое техническое обслуживание сокращает затраты на содержание техники в четыре раза?! Сокращаются простои на ремонте, потребность в запасных частях…»

- «Теперь давайте посмотрим структуру посевных площадей, планы севооборотов, сортосмены и сортообновления, планы применения минеральных удобрений и средств защиты растений. Давайте посмотрим технологические карты на возделываемые сельскохозяйственные культуры. Они есть у вас?»
- «Технологические карты есть, вот они! Мы их рассчитываем на 100 гектар, а потом, если нужно, полученные показатели используем для расчетов на всю площадь. Но… мы по ним не работаем… Причины?-То погодные условия не позволяют выполнить какие-то работы, то сроки выполнения меняются. То удобрения или гербициды не можем купить …»

- «Технологические карты должны создаваться не на 100 га, а на фактические площади! Из них вытекают суммарные потребности в семенах, удобрениях, гербицидах, дизельном топливе и смазочных материалах! Из них вытекают потребности в средствах на оплату труда, в единицах штатного расписания, в средствах на ремонт машин, в том числе на приобретение запасных частей и оплату ремонтных работ! Из них вытекают (должны вытекать!) урожайность, валовый сбор, себестоимость и конкурентоспособность возделываемых культур. Как же вы составляете бюджеты доходов и расходов на следующий год и контролируете результаты работы в текущем году?»
- «…затраты текущего года увеличиваем процентов на 10…15 и составляем бюджет следующего года…»
- «Давайте теперь посмотрим перечень ваших машин по 01 счету… Смотрите, возраст ряда машин превышает нормативные сроки амортизации на 10…20, а вот этой – аж на 27 лет! Сроки амортизации обосновывались когда-то научными учреждениями страны. Известно, что при их превышении значительно возрастают затраты на содержание - вот они у вас и велики! Смотрите, суммарный расход дизельного топлива у вас в среднем составляет 95 кг на гектар! Как такое возможно?! Себестоимость производимой вами продукции могла бы быть по крайней мере в два раза ниже, а прибыль значительно выше!»

    Изучаем путевые листы трактористов. Оказывается их два комплекта: один путевой лист только для выезда из парка, там подписи механика и механизатора, штамп медицинского работника. Второй - для начисления заработной платы. Друзья, путевой лист должен быть один! И выдаваться, и сдаваться после приемки выполненных работ он должен ежедневно!

    Путевые листы водителей автомобилей. В заданиях не указывается маршрут, написано "по хозяйству". Маршрут движения должен быть указан, это важно!

    У читателя может сложиться впечатление: всё, мол, в этом хозяйстве плохо! Это не совсем так. По результатам 2015 года сельхозпредприятие, несмотря на многочисленные трудности, сработало с немалой прибылью. Постепенно вокруг руководителя создается коллектив единомышленников. Ведется подготовка к весеннему севу.
   Мы нисколько не сомневаемся, что по прошествии следующего года работы этого руководителя, успехи хозяйства будут ещё более значительными.

   В этой статье мы делимся впечатлениями от увиденного, показываем некоторые фотографии, а по возвращении из командировки подготовим обстоятельный отчет о технологическом аудите в соответствии с его техническим заданием Заказчика.

Генеральный директор «СКК «Виктория-Агро»
профессор В.М. Тараторкин,
к
онсультант по экономике
канд. эконом. наук Т.Г. Самарханов

из Ростовской области


Спецпредложение

     Предлагаем разработку "Индивидуального инвестиционно - технологического проекта технологической реструктуризации сельскохозяйственного производства", включающего: технологический аудит, анализ выявленных нарушений, подбор наиболее эффективных технологий, технологические расчеты по обоснованию мероприятий преобразования Вашего существующего производства в высокоэффективный бизнес (собственно технологической реструктуризации), а также разработку бизнес-плана реализации Проекта.

   Предлагаем консультационное сопровождение Вашего бизнеса до выхода на проектные показатели по продуктивности земли и животных, себестоимости производимой продукции и уровню рентабельности предприятия в целом.